Электронный вид

С 1 июля 2017 года все автопроизводители, а также таможенные органы и ЦОНы будут обязаны выдавать электронные паспорта транспортных средств вместо нынешних бумажных.

Идея перевести паспортá транспортных средств в электронный вид возникла еще год назад. Именно тогда государства – члены Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) заключили соглашение о введении единой формы паспорта транспортного средства. После этого Евразийская экономическая комиссия разработала документ об электронных паспортах.

Новую систему планировали ввести с 1 июля 2016 года. Но на последнем заседании Евразийской комиссии, было принято решение продлить срок введения ПТС еще на год.

Начинка

Новый ПТС – это информация о машине, производителе и собственнике в единой базе данных. Каждый электронный ПТС будет иметь свой номер. Помимо данных, которые указываются и сейчас, электронный паспорт предоставит подробную техническую информацию об автомобиле.

Такой паспорт позволит узнать даже о случаях гарантийного ремонта: официальные дилеры получат возможность вносить соответствующую информацию. А еще можно будет проверить таможенную чистоту и ограничения на использование автомобиля. В документе, к примеру, есть графа, где обозначена территория, на которой допускается регистрация ТС. Если в графе указано: «Евразийский экономический союз», значит автомобиль соответствует требованиям всех государств – участников союза. Если указана «ограниченная территория», то машина не соответствует определенным стандартам каких-либо из этих стран.

Что всё это дает нам, автовладельцам? Покупателю такая информация позволит сделать правильный выбор. Присматривается он, к примеру, к машине, которая изначально была поставлена на учет в России. А в электронном паспорте указано, что территория регистрации ограничена Россией. В Казахстане такую на учет не поставить. Понятно, что в этом случае покупатель откажется от сделки – и сбережет деньги и нервы.

Информация, содержащаяся в ПТС, доступна как собственнику (полный объем данных), так и любому заинтересованному лицу (данные о статусе документа). Для паспорта предусмотрено пять статусов:

  • незавершенный (стадия оформления паспорта на автомобиль);
  • действующий (оформленный паспорт на машину);
  • погашенный (присваивается на время переоборудования автомобиля из одного вида в другой или при внесении изменений в конструкцию);
  • аннулированный (если машина выбыла за пределы Евразийского экономического союза или не прошла таможенное оформление);
  • утилизированный (при снятии машины с учета для утилизации).

Чтобы получить информацию, достаточно ввести в систему VIN-код автомобиля. Покупателям интересен лишь один статус – «действующий ПТС»: только в этом случае можно оформлять сделку.

Плюсы и минусы

У новой системы масса вариантов использования. «Зашить» в нее можно всё что угодно. Это и ДТП, и выплаты по страховке или каско, и информация о кредите, и ограничения на продажу по решению суда. Но покупатели не смогут получить полную информацию по всем интересующим пунктам. Ведь статус «действующий», к примеру, ничего не говорит об имеющихся ограничениях, в том числе если машина числится в залоге у банка. Значит, систему нужно дорабатывать, устранять недостатки. Может, именно поэтому разработчики взяли годовую паузу.

Автор Сергей Смирнов